Бронницкий ювелир

История Платины

В Старом Свете платина не была известна до середины XVI века, однако цивилизации Анд добывали и использовали её с незапамятных времён. Первыми европейцами, познакомившимися с платиной в середине XVI века, были испанские колонизаторы, презрительно окрестившие ее platino — серебришко. Что делать с этим тяжелым тугоплавким металлом им было тогда не понятно.

Первыми сообразили фальшивомонетчики и в 1735 году испанский король издал указ, повелевающий платину в Испанию не ввозить. При разработке россыпей в Колумбии повелевалось тщательно отделять её от золота и топить под надзором королевских чиновников в глубоких местах речки Рио-дель-Пинто (приток реки Сан-Хуан), которую стали в связи с этим именовать Платино-дель-Пинто.

Монеты Испании 18в.

Королевское распоряжение действовало ровно до того момента, когда мадридским властям пришло в голову самим фальсифицировать монеты. В 1820 году в Европу было доставлено от 3 до 7 тонн платины. Здесь с нею познакомились алхимики, до этого считавшие самым тяжёлым металлом золото.

Необычайно плотная платина оказалась тяжелее золота, поэтому алхимики окрестили её «адским» металлом. Некоторое применение платина нашла позже во Франции, когда из неё был изготовлен эталон метра, а позже и эталон килограмма.

Уральский платиновый рудник

В России платина впервые появилась в 1819 году на золотых Уральских рудниках, когда среди россыпей золота был обнаружен «новый сибирский металл», который сначала назвали белым золотом. Несмотря на то, что платина — крепкий и не тускнеющий металл, многие годы его не использовали из-за редкости и слишком высокой температуры плавления.

Разведанные запасы платины были столь велики, что Россия почти сразу заняла первое место в мире по добыче этого металла. Только в 1828 году в России было добыто 1,5 т платины — больше, чем за 100 лет в Южной Америке.

Порода платины

К середине XIX в. в Англии и Франции были проведены обширные исследования по аффинажу платины. В 1859 году французский химик Анри Этьен Сент-Клер Девиль впервые разработал промышленный способ получения слитков чистой платины.

С этого времени почти вся добываемая на Урале платина скупалась английскими и французскими фирмами, в частности, британской металлургической компанией «Джонсон, Мэтти и К°», или французским ювелирным брендом — Cartier, первым применивший платину в ювелирном деле.

Триумфальное появление платины в ювелирном деле возникло как решение долгих поисков металла для крепкой, но ненавязчивой оправы, позволявшей продемонстрировать интенсивную выразительность бриллиантов.

В 18 и 19 веках бриллианты оправляли в серебро, а не в золото, поскольку считалось, что белый цвет металла лучше подчеркивает блеск камней. Оправы в те времена были более громоздкими, из-за мягкости серебра ювелиры оправляли камни не только по краям, но и снизу.

Коронационная корона Анны Иоанновны, взошедшей на российский престол 28 апреля 1730 года.

Серебро, позолота. Корона украшена 2700 алмазами и рубиновыми вставками, венчает ее крупный темно-красный турмалин и бриллиантовый крест.

Главным двигателем прогресса в этом деле стал ювелирный дом Картье, когда пытался оптимизировать свой новый ювелирный стиль «гирлянда». Главной проблемой стиля «гирлянда» было воплощение в металле легкости и воздушности. Традиционные металлы для закрепления бриллиантов выглядели слишком тяжелыми. Экспериментируя, Картье начали пробовать другие варианты.

Платина в то время использовалась в основном для промышленных целей и была практически недоступна для ювелиров. Непросто было превратить этот тонкий металл в оправу для драгоценных камней. Никому не нужна была тиара, из которой выпадают бриллианты.

Луи Картье (1875–1942)

Чтобы адаптировать металл для ювелирного дела, Луи Картье пришлось хорошенько посмотреть по сторонам. Решение нашлось в самом непредсказуемом месте — под железнодорожным вагоном. Так строение механики пружин и соединений спального вагона начала 20 века повлияло на качественный переворот в ювелирном деле.

Применение платины позволило создавать изящные украшения, которые отличались от золотых и серебряных как ажурная резьба от брони. Он покупал металл напрямую на платиновых шахтах в России. Под его руководством она превращалась в идеально гибкую основу для закрепления бриллиантов.

Платиновые тиары Cartier

Позже, Картье создал собственный сплав твердой платины, добавив никель и иридий, и репутацию производителя самой яркой платины. Это было поистине великое достижение. Крепость, легкость и гибкость металла позволяла создавать изящные, кружевные украшения. В тонких сетчатых колье-ошейниках платиновые нити становились невидимой поддержкой множеству бриллиантов, создавалось впечатление, что камни лежат прямо на коже.

Успех с созданием платины ознаменовало появление особого стиля Картье. Компания тогда перестала продавать украшения, похожие на тысячи других и начала создавать поистине произведения искусства.

Сейчас платина — востребованный и очень дорогой металл, прошедший путь от игнора до триумфа. Было время, когда она ценилась вдвое ниже, чем серебро. В настоящее время её стоимость относительно серебра выше примерно в 40 раз.

Такая вот история, надеюсь она была вам интересна. Всем хорошего дня!

Бронницкий ювелир

Больше информации