«Великие люди на отсутствие удачи не жалуются. Они сами ее для себя создают»

Ральф Уолдо Эмерсон.

Создал свою собственную удачу для себя и бренд украшений Van Cleef & Arpels, превратив драгоценный четырёхлистный клевер в один из культовых аксессуаров в истории ювелирной моды. 

«Чтобы удача улыбалась, следует в нее верить», – считал один из владельцев семейной фирмы Van Cleef & Arpels Жак Арпельс. Именно он привнес идею драгоценного клевера в основу создания знаковой брендовой серии Alhambra.

Название коллекции сложилось из ассоциаций дизайна украшений с марокканским орнаментом «кватрофойлом» – узором из четырех пересекающихся окружностей, напоминающим цветочные лепестки, что лег в основу архитектурных ансамблей испанского дворца Альгамбра в Гранаде. 

Нежные листья четырехлистного клевера во многих культурах – знаки счастья и удачи. А клевер в целом – символ больших возможностей, которые открыли для себя и создатели Van Cleef & Arpels.

Все украшения этого знаменитого ювелирного бренда – классически красивы. В них самые благородные металлы в сочетании с камнями, что отвечают строжайшим требованиям ювелирного дела.

В философии компании – «концепция истинного счастья», что должна передаваться через драгоценности людям. А в драгоценностях – чистые, редкие и красивые минералы из экзотических уголков земного шара, превращенные в шедевральные изобретения ювелирного искусства. 

Среди них, например, трендовые кольца, предназначенные для двух пальцев, циферблаты часов, скрытые в браслете, первые украшения-трансформеры и многое другое. Все то, что внесло Van Cleef & Arpels на пьедестал сияющей славы и почета.

Начало истории

Точкой отсчета к появлению на свет успешнейшего семейного бизнеса под маркой Van Cleef & Arpels послужил заключенный в июне 1895 года брак между представителями двух парижских семей израильского происхождения – Альфредом Ван Клифом и Эстель Арпельс.

Жених был сыном огранщика бриллиантов. Невеста – дочерью торговца драгоценными минералами.

Альфред Ван Клиф и Эстель Арпельс

Отцы молодоженов находились в родстве друг с другом: женились на дочерях парижского торговца одеждой. Их дети – кузен и кузина Альфред и Эстель – влюбились в друг друга и создали семью, что положила начало процветающему драгоценному бизнесу.

В этом браке родилась прекрасная девочка Рене, что в будущем станет креативным директором фирмы Van Cleef & Arpels. Но об этом дальше.

Как отмечают историки, 18-летняя Эстель и 23-летний Альфред были очень хороши собой и безумно любили друг друга. Но их связывала, помимо прочего, страсть к геммологии и драгоценному дизайну. Наверное поэтому и бизнес, центром формирования которого они стали, был в непрерывном творческом росте.

Компания оставалась на высоте в сложнейшие годы войны и периоды мирового кризиса. Улавливала малейшие веяния и настроения моды.

Семейная компания ван Клифов и Арпельсов изначально возникла между Альфредом Ван Клифом и Соломоном Леоном Арпельсом – отцом его новоиспеченной супруги. Деловые отношения продолжились у Альфреда впоследствии и с братьями жены. В партнерстве с одним из них – Чарльзом Арпельсом – и был основан культовый бренд Van Cleef & Arpels. Произошло это в 1906 году.

Позднее к компании подключились братья Эстель – Жюль и Леон. И предприятие стало расти: Чарльз и Альфред вели продажу драгоценностей, Жюль подбирал минералы, а Луи продвигал сам ювелирный бренд. Супруга Ван Клифа в делах фирмы знаковой роли не играла, но была известной личностью в сфере общественной деятельности.

Уменьшенная версия яхты Varuna. Одно из первых творений Дома, выполненных по специальному заказу с встроенным электрическим звонком для вызова дворецкого.

Когда началась Первая мировая война, трое братьев Арпельсов ушли на фронт. Альфред по состоянию здоровья на войну не попал и занялся управлением компанией. Его жена Эстер стала медсестрой. На полях сражений волей судьбы она нашла для их с Альфредом дочери будущего супруга – французского лейтенанта Эмиля Пюиссана.

Молодой человек произвел на Эстер благоприятное впечатление, и она представила его Рене. В итоге Эмиль стал частью семейного предприятия и даже сыграл в его маркетинговой сфере немаловажную роль, предложив предприятию идею сезонных скидок, что в то время было неслыханным делом при продаже ювелирных изделий.

Без трагизма в истории этой семьи не обошлось – Эмиль погиб в аварии. И Рене, переживая боль потери, полностью посвятила себя семейному делу, став его креативным руководителем.

Рене Пюиссан, дочь основателей

Взяв от мамы Эстер идеальный вкус и художественное чутье, Рене, в сотрудничестве с ювелирным дизайнером Рене Сим Лаказом, сотворила для марки Van Cleef & Arpels драгоценные вещи, ставшие для фирмы поистине знаменательными.

Да, дочь Альфреда и Эстер не владела художественными навыками, но просто фонтанировала креативными идеями, которые преобразовывал на бумаге в драгоценности Сим Лаказ. Так вышли в свет уникальные оправы-невидимки, колье-молния, Passe-partout и др.

Но снова семейная трагедия – на закате Второй мировой войны Рене Пюиссан уходит из жизни, и с 42 года 20 века фирмой начинают управлять из штаб-квартиры в США ее племянники – Арпельсы.

Семейное дело будет перепродано в лишь в 1999 году Richemont Group – компании, которой бренд Van Cleef & Arpels принадлежит и сегодня.

Вандомская площадь

Van Cleef & Arpels – в числе первых ювелирных магазинов, что расположились на Вандомской площади французской столицы. В годы основания бренда это место олицетворяло городскую роскошь, ассоциировалось с французской утонченностью.

Вандомская площадь — одна из пяти «королевских площадей» Парижа – объединяла собой лучшие и известнейшие банки, рестораны, магазины, салоны и отели. Напротив бутика, открытого брендом, располагался великолепный отель Ritz, построенный в 1896 году, – точка сосредоточения российской и европейской знати тех времен. Шанель, Хемингуэй, Леди Ди – среди посетителей и постояльцев данного заведения.

Буквально все знаменитые гости Парижа, останавливающиеся в Ritz, заглядывали и в магазин Van Cleef & Arpels. А так как в украшения бренда невозможно было не влюбиться, слава о них стала распространяться и за пределы Парижа. Так зажглась звезда компании на небе мирового признания с последующим открытием магазинов в фешенебельных городах Динаре, Ницце и Довиле.

Драгоценные изобретения

На протяжении десятилетий знаковые изделия Van Cleef & Arpels создавались талантливейшими профессионалами ювелирного дела. В сотрудничестве с опытными мастерами драгоценной сферы марка представила миру немало отраслевых новинок и изобретений. Одна из них – «невидимая» оправа Mystery Setting, патент на которую был получен в 33-м году 20 века.

«Невидимая оправа» – способ закрепки вставок, при котором камни вплотную подгонялись друг друга, формируя на поверхности изделия сияющее полотно из камней. Этот способ закрепки вставок стал эксклюзивным технологическим веянием в ювелирном дизайне. Позднее данная технология была отточена для применения такого рода креплений на изогнутых поверхностях и запатентована как Vitrage Mystery Set (1938 год патента).

В 1934 году брендом Van Cleef & Arpels был представлен свету золотой светский аксессуар минодьер —небольшая сумка-коробочка, инкрустированная драгоценными вставками для самых важных вещей в женском гардеробе. Придумал этот драгоценный несессер Шарль Арпельс, дядя Рене Пюиссан. 

Минодьер Van Cleef & Arpels

На одном из официальных приемов он подметил, что его знакомая для хранения «дамских штучек» вместо сумочки использует металлическую коробочку из-под сигарет. Подмеченная идея быстро переросла в законченный драгоценный аксессуар, ставший ювелирной легендой марки.

В 1938 году мастера компании разработали эксклюзивное изделие-трансформер – Passe-Partout, состоящее из змееобразной цепи, декорированной съёмными цветочными зажимами, что при желании могли видоизменяться из одного украшения в другое.

Passe-Partout могло представлять собой и колье, и браслет, и чокер, и бодичейн в разнообразных интерпретациях. Съёмные цветы можно было использовать и в качестве серег, и в качестве броши. 

Особенная глава в истории бренда Van Cleef & Arpels — трудоемкие скульптурные броши с балетными сюжетами.

Дизайнерская идея данных ювелирных серий была предложена Луи Арпельсом, что просто обожал балет. «Музой» для первых зарисовок «танцевальных украшений» послужили изображения самых известных балерин разных времен, запечатленных на полотнах в популярных балетных партиях. 

Лица балерин в подобных украшениях изготавливались из золота или ограненных драгоценных минералов и дополнялись орнаментом, стилизованным под аксессуары для волос. Драгоценные танцовщицы бренда изображались в пуантах и в витиеватой пачке из бриллиантов или цветных минералов – таким образом мастера бренда иллюзорно создавали динамику в статичных драгоценностях.

Считается, что хореограф Джордж Баланчин, что создал балет «Драгоценности» в трёх действиях – «Изумруды», «Рубины», «Бриллианты», вдохновился на него, благодаря сверкающим танцовщицам Van Cleef & Arpels, что увидел в магазине бренда. В 1967 году в Нью-Йорке состоялась премьера это балета. 

2 года назад, в 2021 году, бренд вновь обратился к сюжету этого балета и создал в его честь новые часы, в которых с помощью механической анимации занавес движется и открывает грациозные балетные па. Все эти действия сопровождает музыкальная мелодия. 

«Клеверная коллекция»

С 68 года 20 века в Van Cleef & Arpels начинает выпускаться самая знаменитая «клеверная серия» Magic Alhambra. Стартовое украшение коллекции – длинный драгоценный сотуар. Его дополнили кольца, браслеты, серьги и часы с «удачливой символикой» в самых разных вариациях металлов и вставок.

В 1971 году знаменитый четырёхлистник компании был изготовлен с инкрустациями малахита и лазурита. Идея добавить в аксессуар вставки из поделочных камней была принята «на ура» поклонниками бренда.

В 1972 году список вставок-инкрустаций для клевера дополнили ониксы, кораллы, бирюза и тигровый глаз. Впоследствии в качестве вставок в этих украшениях использовались белый и серый перламутры, сердолик, синий агат и горный хрусталь. 

Украшения Alhambra, при своей внешней простоте, очень тщательны в изготовлении: камни, что отбираются для инкрустаций в металлические четырехлистники, полируются вручную для достижения максимального сияния. Вручную шлифуются и полируются и золотые капельки орнамента, обрамляющего вставки.

«Клеверная коллекция» с первоначального запуска в продажи привлекала к себе внимание самых известных и состоятельных дам своей эпохи. Среди них: французская певица Франсуаза Арди, австрийско-французская актриса Роми Шнайдер, американская актриса и супруга князя Монако Ренье III Грейс Келли. 

Герцогиня Виндзорская и украшение-молния

 Инициатором создания знакового для бренда колье-молнии стала Уоллес Симпсон – супруга герцога Виндзорского. Она обратилась к Рене Пюиссан с идеей спроектировать драгоценное ожерелье, что напоминало бы молнию-застёжку. 

В 30-х годах 20 века такая застёжка еще не применялась в гражданской одежде, но ее использовали на формах моряков и военных аксессуарах. Уоллес Симпсон увидела такую молнию на форме своего первого супруга-летчика. Этот визуальный инсайт и лег в основу изделия-трансформера Zip, что являлся одновременно и браслетом, и ожерельем.

Дизайн украшения-молнии был запатентован в 1938 году, но начал производиться лишь в 1950х – воплотить задумку в реальность оказалось непросто, но у ювелиров фирмы в итоге все получилось, и коллекция Zip стала поистине культовой.

Колье – трансформер Zip

Марлен Дитрих и браслет Minaudière

С именами известных исторических личностей знаменуются и другие украшения компании Van Cleef & Arpels. 

Так, с Марлен Дитрих ассоциируется браслет Minaudière, что актриса заказала у бренда в 1937 году. Украшение было создано нарочито большим для миниатюрного запястья Марлен, что делало браслет еще более эффектным и броским в ее образе, подчеркивающим утонченность. 

В нем Дитрих появилась в фильме «Боязнь сцены» в 1950 году. В целом, он стал для звезды кинематографа и иконы стиля 20 века самым настоящим драгоценным амулетом, с которым она ни за что не хотела расставаться.

«Привилегированные проекты»

Одной из клиенток бренда стала и известная светская модница тех лет Дейзи Феллоуз. На основе вкусовых предпочтений заказчицы и вставок, что были привезены ей лично из Индии, Van Cleef & Arpels произвел настоящие ювелирные шедевры.

Индивидуальной заказчицей изделий бренда была и принцесса Махарани Барода. Для нее ювелирами компании также создавались уникальные украшения с прекрасными минералами.

В 1956 году князь Ренье III для невесты Грейс Келлли заказал у ювелиров бренда драгоценный сет с бриллиантами и жемчугом. 

Сет Грейс Келли c бриллиантами и жемчугом

В этом же году в Van Cleef & Arpels создается колье, серьги и корона для императрицы Ирана Фарах Пехлеви по случаю ее коронации. 

Ава Гарднер, Элизабет Тейлор, Жаклин Кеннеди Онассис, Франсуаза Харди, принцесса Уэльская и другие знаковые женские личности также в числе поклонниц данного ювелирного бренда.

High jewelry art

В 2000-х марка перешла во владение компании Richemond, и под брендом Van Cleef & Arpels стали выпускаться фантазийные коллекции High jewelry art музейного статуса.

Среди них: 

серия Une Journée à Paris

2006 года выпуска, посвященная Парижу и обыгрывающая его главные достопримечательности; 

серия L’Atlantide

2007 года создания, вдохновленная мифом о затонувшей Атлантиде; 

серия Les Voyages Extraordinaires

2010, основанная на произведениях Жюля Верна;

серия Romeo & Juliet

2019, в посвящение Шекспиру и главным героям его известной литературной трагедии.

Lucky Spring

В новом 2023 году бренд представил миру ювелирной моды четыре новых украшения в коллекции Lucky Spring.

Драгоценности с мотивами цветов сливы, выточенных из тонко переливающегося перламутра и золота, и божьих коровок, оправлены в сверкающее розовое золото. Украшения символизируют стойкость духа, с которым ассоциируется весна, освобожденная от зимнего плена.

Парфюмерия и часы

 Как и у любого знакового ювелирного бренда, у Van Cleef & Arpels есть свои парфюмерные и часовые линии.

Парфюмерию бренда можно также считать ювелирной, ведь букеты ароматов, разработанные для ее духов, тонки и филигранны. Так, аромат бренда First 1976 года выпуска – олицетворение истинной женственности и элегантности. В числе прочих шедевров парфюмерии компании и такие ароматы, как: Van Cleef, Tsar, First Premier Bouquet, Oriens и другие.

Часовое искусство – весомая часть наследия марки Van Cleef & Arpels. И ему, с момента основания компании, уделялось большое внимание.

В 1936 году, вновь благодаря Уоллис Симпсон, на свет появились женские часы Cadenas. Ювелиры компании спроектировали браслет со скрытым циферблатом, видным только его владелице. Дело в том, что в 20-30-е годы 20 века часовые аксессуары на женских руках считались дурным тоном моды. И скрытый циферблат мог разрешить эту странную, но проблему, «на ура».

В этот период времени часы были «лишь украшениями, которые в качестве приятного дополнения показывают время». Но очень скоро все изменилось, и в Van Cleef & Arpels стали выпускаться часы, оснащенные самыми передовыми механизмами с уникальными «поэтическими усложнениями» в виде движущихся элементов конструкций.

Идея часов-автоматонов бренда заключалась в возможности заставлять механическую часовую силу оживлять элементы дизайна аксессуара: насекомых, фей, цветочные и растительные мотивы. И при том достоверно показывать время.

Такие часовые проекты поистине уникальны. Мастеров, их производящих, единицы, но они есть в компании и по сей день. И они создают драгоценные часовые чудеса, что демонстрируются Van Cleef & Arpels каждую весну на международной выставке часовой и ювелирной промышленности в Женеве.

«Вот говорят — время все изменит, но всякий раз оказывается, что приходится все менять самому»

Энди Уорхол

Как и любые творцы, люди, причастные к бренду Van Cleef & Arpels, изменили мир ювелирной моды и искусства в целом. И от их уникальных «фишек», внесенных в мировой дизайн, сердце тикает с бешеной скоростью!

Больше информации