Викторианский стиль: украшения

Времена и нравы

Викторианский стиль появился в Англии в период правления королевы Виктории, в 30-х годах XIX века. Отсутствие масштабных войн и активное экономическое развитие страны привели к возникновению буржуазного класса, представительницы которого (жены купцов и предпринимателей) с удовольствием демонстрировали свое богатство.

Королева Виктория в тиаре с рубиновыми бриллиантами и рубиновыми листьями клубники, Великобритания (середина 19 века: дизайн принца Альберта; рубины, бриллианты). Позже переделана в полностью бриллиантовую тиару.

Фото Pinterest

Несмотря на идеалы женственности и невинности среди женщин, привитые им с детства пуританским воспитанием, мода периода начала правления Виктории была нацелена на создание не слишком естественного образа. Модницы той эпохи носили плотные корсеты, гигантские юбки-обручи и турнюры, если позволяли финансовые возможности. Последние представляли собой подкладки, которые должны были делать фигуру более пышной, и, в соответствии с канонами красоты, привлекательной.

Викторианский стиль был обречен на долгое и счастливое существование, ведь это игра романтики, роскоши, легких тканей, рюш и камней. А девушек всех эпох объединяет слабость к романтике во всех ее проявлениях.

Характерные элементы викторианского стиля

в одежде

  • Силуэт «песочные часы» с подчеркнутой талией и многослойной драпировкой. Силуэт создавался при помощи корсета, кринолина, турнюра и разного рода накладок. Жить и дышать в них было сложно, но буржуазию очень вдохновляла идея своего качественного отличия от рабочего класса. Стройная талия и изящные руки дам должны были подчеркивать это превосходство;
  • Дорогие ткани: бархат, шелк, сатин, органза;
  • Яркие цвета: желтый, синий, пурпурный, бордовый, зеленый, красный. Они появились, благодаря изобретению анилиновых искусственных красителей;
  • Глубокое декольте на вечерних платьях, отделанное богатым декором: рюшами, воланами, драпировками, лентами и бантами;
Фото Pinterest
Фото Pinterest

в украшениях

К 1830 году расширилась палитра ювелиров за счет выросшей доступности аметиста, граната, хризолита, хризопраза, топаза и бирюзы. В результате, украшения стали более красочными и яркими. Камни вставлялись в богатую золотую оправу — либо выкладывался ряд больших камней одного цвета, либо разноцветные камни разбрасывались, как-будто в случайном порядке.

Старинное золотое кольцо 14 карат с аметистом и жемчугом в викторианском стиле ок. 1890 г. Фото Pinterest

Набор украшений из золота, эмали и микромозаики, ок. 1870. Антикварная брошь-камея с эмалью, бриллиантами и жемчугом. Фроман-Мерис, ок. 1870. Фото Pinterest

Украшения викторианской эпохи

  • Роскошные, но, одновременно изящные и грациозные украшения с природными цветными камнями в огранке кабошон и круглым жемчугом.
  • Банты — один из главных элементов викторианского стиля, в том числе сегодня;
  • Длинные цепочки, на которые подвешивали флакон духов или баночку с нюхательной солью, а иногда и целый арсенал очень нужных вещей.
  • Высокая пряжка, для широкого пояса, отделяющего приталенный лиф от расклешенной юбки.

Золотая подвеска 18 карат с аметистами. Карло Джулиано Локетно — один из ведущих ювелирных мастеров викторианской эпохи, награжденный королевой Викторией за выдающиеся достижения в технике эмали и грануляции, вдохновленной эпохой Возрождения и этрусским периодом. Это образцовое художественное произведение, созданное его руками. в конце 19 века из чистого золота 18 карат. Фото Pinterest

Золотая оправа украшений, обычно, либо чеканилась из листового золота, на которое наносилась гравировка металлическим резцом, либо инкрустировалась спиралями (cannetille) и гранулами (qrainti). В целом, такие драгоценности выглядели более массивными и тяжелыми, однако впечатление было обманчиво, поскольку эффект массивности достигался минимальным количеством золота.

Кольцо с гранатом и жемчугом. XIX в. Фото Pinterest

Браслет 1860 г. Фото Pinterest

Серьги преимущественно длинные, причем их делали только для проколотых ушей, эту процедуру в те времена производили ювелиры собственноручно.

С появлением пышных рукавов стали носить большие браслеты и несколько колец на одном пальце.

Шатлен

Изготавливался шатлен, конечно, тоже из драгоценных металлов, украшался росписями или инкрустациями, а вот пришел в моду среди аристократов из более низких слоев. Изначально такой аксессуар был неотъемлемой вещью среди служанок, которые носили на подобных цепочках швейные принадлежности, ключи и так далее.

Шатлен, 1863-1885. © Музей Виктории и Альберта, Лондон. Фото Pinterest

Фероньерки

Появился новый тип украшения для головы — фероньерка, состоящая из цепочки и одного камня, подвешенного в зоне лба. Название украшения появилось благодаря картине Леонардо да Винчи “Прекрасная Ферроньера”, на которой изображено похожее изделие.

Леонардо да Винчи: Прекрасная Ферроньера (мастерская да Винчи) 1490-97, 62х44, Лувр. Источник Pinterest

Картина имела свою историю. Было несколько версий о том, кто на ней изображен, подозревали, что дама с портрета — любовница французского короля Франциска I, прославившегося своими амурными приключениями. История ее была коротка и трагична.

Прозвищем «Прекрасная Ферроньера» дама была обязана своему мужу, адвокату Жану Феррону. Согласно слухам, повязка-цепочка с драгоценным камнем прикрывала лопнувшую жилку на лбу, появившуюся после одного из бурных свиданий с монархом.

Случилась эта история во времена, когда на территории Европы появилось гнусное и зловонное заболевание, называемое «неаполитанской болезнью» и известное нам как сифилис. Ходили сплетни, что адвокат Феррон решил отомстить монарху за поруганную честь, для чего устроил марафон по злачным местам в надежде заразиться (а через жену заразить и короля). Не пожалевший ни себя, ни жены во имя «великой идеи» он достиг своей цели. Болезнь настигла Франциска I, отдал богу душу он в 1547 году. Как развивалась дальнейшая история семейной пары — история умалчивает.

Ленты для волос и тюрбаны

Типичными для викторианской эпохи так-же были тюрбаны, благодаря которым стали популярны узкие ленты для волос. Лентой фиксировали волосы в основании тюрбана и прикалывали к ней самые разные украшения.

Камеи

В моде были камеи, исторические и геральдические орнаменты, натуралистические мотивы.

Фото Pinterest

Фото Pinterest

Украшения с насекомыми

Эта парадоксальная тенденция возникла как способ почувствовать себя ближе к матери-природе. По мере того как города и фабрики становились все больше и шумнее, жители культивировали свою одержимость миром природы, собирая растения в гербарии и убивая животных для занятия таксидермией (создания чучел): оба хобби были необычайно популярны в то время. 

Фото: Pinterest
Фото: Pinterest



Первоначально ювелиры пытались приспособить натуральный материал к изготовлению украшений и аксессуаров, но слишком уж он был хрупкий. Самым “оптимальным” оказался вариант с засушенными жуками в обрамлении. Их использовали в кольцах или заколках для волос, и считались они невероятно модными, равно как и шляпки, украшенные чучелами птиц.

Дама в шляпе с чучелом птицы. Фото Pinterest

Процесс создания украшений был довольно трудоемкий, сами украшения — не долговечными, а вот количество видов насекомых, благодаря ажиотажному спросу, стало сокращаться. Это привело к созданию украшений-имитаций жуков, стрекоз, мух и прочих насекомых из металлов и драгоценных камней.

Сентиментальные украшения

Основные тенденции эпохи — мистицизм и сентиментальность не могли обойти стороной и сферу украшений. Высокая смертность и стремление любыми путями сохранить частичку близкого человека породило специфичную традицию – создавать украшения из волос любимых людей.

Украшения из волос были двух типов:

1) из волос живых людей – локоны и плетенки из прядей вставляли в кулоны и медальоны, считая это своеобразным оберегом для того человека, чьи волосы попали в украшение. Чаще всего это были локоны детей или супругов, на время покинувших дом;

2) из волос умерших родственников – это уже был оберег для тех, кто остался в живых, и знак траура и памяти. Часто, у умершего срезали достаточно много волос, чтобы сделать из них брошь, браслет или колье-чокер. Этому способствовала еще и традиция долгого и публичного траура. Так возникла целая индустрия траурных украшений, которые было бы прилично носить в годы скорби. Появилось множество ювелиров и мастериц, специализирующихся на этой деликатной работе.

Королева Виктория была очень счастлива в браке, выйдя замуж за принца Альберта и родив девятерых детей. Однако, их совместная жизнь не была долгой. Принц Альберт скоропостижно скончался и более 40 лет Виктория правила одна. Именно в это время появилось множество памятных и символичных украшений: колье с молочными зубиками детей, браслет и медальон с первыми волосами своих детей и любимого мужа.

Источник: Pinterest

Любопытно, что принц Альберт обычно сам охотно занимался разработкой дизайна украшений в подарок своей царственной жене. Все эти браслеты, изготовленные в разные годы – с волосами и портретами его самого и их с Викторией детей — созданы по эскизам Альберта. Ниже – особенный браслет, из волос их старшей дочери, Викки, тоже придуманный принцем.

Источник: Pinterest

На фото ниже – браслет с подвесками-медальонами, по числу их детей. С появлением нового ребенка принц заказывал очередной медальон, вкладывая внутрь прядь детских волос. Парадное фото королевы спустя много лет вдовства, на руке ее этот браслет.

Стиль в наше время

Викторианский стиль, претерпев немалые изменения, вновь вернулся на подиумы Милана, Парижа и Нью-Йорка в XXI веке. Длинные платья из парчи и бархата, украшенные гербариями из диковинных растений, силуэт «песочные часы», вышивка серебряными и золотыми нитями — все эти удивительно красивые и немного чопорные элементы викторианского стиля можно увидеть в коллекциях известных Модных домов, таких, как Alexander McQueen, Vivienne Westwood, Alberta Feretti, Miu Miu, Simone Rocha и многих других.

Больше информации