В последние дни декабря 1789 года на одном из удаленных причалов крупного речного порта Руан, расположенного на Сене, небольшой бриг «Телемак» начал принимать на борт некий груз. Время было тревожное. Париж бурлил, революционные страсти кипели, а вот авторитет короля Людовика XVI и его супруги Марии-Антуанетты упал до предела.
На борт поднимали небольшие по размеру, но, судя по прилагаемым усилиям, весьма тяжелые бочонки, швы на которых были залиты свежей смолой. Обычно так поступали при транспортировке особо ценных грузов – золота и драгоценностей. И еще: район причала охраняли королевские гвардейцы. Однако по документам бриг зафрахтовали руанские купцы, чтобы доставить партию дегтя в Лондон. В первых числах января судно отошло от причала и двинулось к устью Сены. В небольшом порту Кийбеф, недалеко от Гавра, оно остановилось для таможенного осмотра.
Надвигались ранние сумерки, да и ветер набирал силу, поэтому было не до досмотра. Его отложили на утро. К ночи ветер перешел в ураган и погнал волны в Сену, где они образовали опасные водовороты. К ним и потащило, сорванный с якоря бриг. Команде не оставалось ничего другого, как покинуть терпящее бедствие судно. Подобные происшествия в ту пору были не редкостью, на дне устья Сены лежало немало других затонувших кораблей.
21 января 1793 г. по приговору Конвента был обезглавлен Людовик XVI, а 16 октября та же участь постигла королеву Марию-Антуанетту. Вскоре после их казни стали распространяться слухи о том, что царствующая чета собиралась бежать в Англию, но прежде намеревалась вывезти туда свои ценности, причем именно на бриге «Телемак».
Wikipedia
Так вот что находилось в просмоленных бочонках! Слухи обрастали все новыми подробностями.
Сенсационные публикации появились не только во французской, но и в западноевропейской прессе. Приводились свидетельства бывших членов экипажа «Телемак», гвардейцев, несших охрану причала, которые косвенно подтверждали факт погрузки драгоценностей. Что же, оставалось лишь поднять затонувшее золото.
Задача эта казалась простой, ведь речь шла не о недоступных океанских глубинах, а всего лишь о реке. Революционные власти новой Франции допросили свидетелей, так или иначе причастных к этим событиям.
Версию о затонувших сокровищах косвенно подтверждали также грузчики и таможенники. Дело казалось ясным. В Кийбеф направили поисковиков под руководством опытных инженеров. Они обнаружили бриг, уже сильно обросший тиной. Но попытки поднять “золотой” бриг на берег закончились безрезультатно. Между тем во Франции началась череда великих потрясений, и о золоте короля забыли.
В 1815 г. в стране была восстановлена монархия. Король Людовик XVIII организовал новую экспедицию, но она не принесла желанных находок. Однако теперь судьба «золотовоза» надолго оказалась в фокусе общественного внимания. Летом 1837 г. лицензию на подъем судна получила гаврская компания «Магри и Дэвид». Поиски снова не принесли ничего, кроме долгов.
Museum of Natural History Smithsonian Institution Washington DC
Источник: flickr.com
Продлив лицензию, Дэвид привлек к работе англичанина Малькольма Тейлора, предложившего оригинальный метод для выполнения этой задачи. Он завел за корпус затонувшего брига цепи, концы которых во время отлива закрепил с большим числом лодок. Теперь оставалось дождаться прилива, который поднял бы лодки, а те в свою очередь, по всем расчетам, оторвали бы от илистого дна золотой бриг. Увы, надежды не оправдались, стальные цепи рвались, как нитки. Разочарованный Дэвид вышел из игры.
Но Тейлор не сдавался. Через прессу ему удалось заинтересовать акционеров и собрать еще 200 тысяч франков для продолжения работ. Он заказал более мощные цепи и увеличил число лодок, но и это не помогло. Сена цепко удерживала свою тайну. А тут еще акционеры начали требовать отчет о затратах. Не дожидаясь громкого скандала, Тейлор предпочел скрыться, оставив большие долги. После этого в поисках сокровищ наступила пауза длиной почти в целый век.
Работы возобновились весной 1938 г. на новом техническом уровне. Водолазы быстро нашли, вросший в речной ил, бриг. Его корпус был обвит оборванными ржавыми цепями. Осенью на реке появились плавучие краны с установленными на них мощными помпами. До конца года они расчистили грунт вокруг судна. Затем к бригу были подведены понтоны.
В апреле 1939 года долгожданное событие произошло: судно было поднято на поверхность. В этот день по всей Франции только и было разговоров, что о королевских сокровищах, которые вот-вот должны были извлечь из трюмов «Телемака». Увы, на поднятом корабле не было найдено ни единой золотой монетки, ни единого ювелирного украшения.
Когда прошел первый шок от осознания крупной неудачи, стали появляться версии. По одной из них, до сокровища все же добрался Тейлор, а затем разыграл сценарий с крахом фирмы. Газеты писали, что здесь пару лет назад какая-то компания проводила работы, в которых принимали участие водолазы, а затем вдруг куда-то исчезла. Возможно, что это она тайно обчистила золотой бриг? Согласно третьей гипотезе «Телемак» являлся лишь подставным судном, а в действительности золото было вывезено совсем на другом корабле.
Так или иначе, но судьба королевских сокровищ, по-прежнему таится в области загадок.
Фото: Flickr.com